Serg150

Почему Sony, Toshiba и Sharp разучились делать электронику. А метка Made in Japan перестала быть знаком качества.

В теме 1 сообщение

Цитата
06 марта 2017 года в 19:16

Японский бог: Почему Sony, Toshiba и Sharp разучились делать электронику

А метка Made in Japan перестала быть знаком качества

 

Toshiba продаёт лучшие активы, чтобы закрыть убытки от бизнеса на ядерной энергетике. Как и другие знаменитые японские производители потребительской электроники, эта корпорация давно потеряла позиции на рынке, с которого начинала, и с переменным успехом развивает совершенно другие проекты.

В конце XX века японские бренды определяли моду и создавали стандарты: Sony придумала кассетные плееры Walkman, JVC — формат VHS, Toshiba первой начала производить лэптопы. Тогда казалось, что они будут доминировать всегда. «Секрет» рассказывает истории четырёх японских корпораций, которые не оправдали ожидания своих поклонников и рынка.

Скрытый текст

Toshiba

В середине 1950-х Toshiba первой в Японии начала производить цифровые вычислительные машины, транзисторные телевизоры и микроволновые печи, в 1980-х открыла первое крупное производство ноутбуков и в течение нескольких лет была мировым лидером, а в 1990-х разработала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.

Финансовый кризис 1997 года, ударивший по всем японским компаниям, вынудил Toshiba провести масштабную реорганизацию, сократить 6500 сотрудников и закрыть несколько подразделений. Главный бизнес корпорации — персональные компьютеры — за год потерял 89% чистой прибыли. Кроме того, корпорация начала допускать ошибки в производстве — в 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba получила иски на сумму более $1 млрд.

В 2000-х Toshiba оставалась крупным производителем потребительской электроники, но большее значение для корпорации играли другие направления. В 2006 году она потратила более $4 млрд на покупку 77% акций американской Westinghouse Electric, одного из крупнейших в мире производителей оборудования для атомных реакторов. Через десять лет инвестиции в энергетику поставят Toshiba на грань выживания.

 

В 2015 году стало известно, что руководство Toshiba долгие годы завышало финансовые показатели, нарисовав себе $1,3 млрд неполученной прибыли. Раскрывшиеся убытки заставили компанию в 2016 году продать направления медицинского оборудования и бытовой электроники. Первое досталось Canon, второе — китайской Midea (теперь холодильники и пылесосы под брендом Toshiba выпускает она).

В январе 2017 года для покрытия убытков ($6,3 млрд) от строительства АЭС в Америке Toshiba пришлось выставить на продажу один из лучших активов — производителя флеш-памяти NAND. На этом проблемы не закончились. В конце февраля стало известно, что миллиардные убытки Toshiba может принести её газовый бизнес в Техасе.

Sony

Компания, которая покорила мир кассетными плеерами Walkman, кинескопами Trinitron и ноутбуками Vaio, на протяжении нескольких десятилетий была тем, чем сейчас является Apple, — производителем самых желанных гаджетов. Sony и сейчас выпускает массу новых устройств каждый год, но основные деньги делает на изготовлении компонентов, кинопроизводстве и видеоиграх. От производства компьютеров корпорация уже отказалась, направлению смартфонов жить осталось недолго, в ближайшем будущем, скорее всего, будет покончено с видео- и аудиотехникой.

Легендарный бренд персональных компьютеров Vaio, которые в середине 1990-х произвели на рынке настоящий фурор (Стив Джобс, по слухам, даже хотел поставить на них Mac OS), не принадлежит Sony с 2014 года. Новый владелец, фонд Japan Industrial Partners, продолжает выпускать ноутбуки Vaio, но даже на домашнем рынке их доля не дотягивает до 1% (доля на мировом рынке так мала, что её никто не оценивает).

Бизнес Vaio подкосило убийственное сочетание высоких цен и отсутствия инноваций. Другие устройства Sony — например, телевизоры и смартфоны — теряют позиции по тем же причинам. В прошлом году подразделение Sony Mobile рассчитывало продать 19 млн смартфонов — Apple продаёт в два раза больше каждый квартал.

Состояние бизнес-юнитов, на которые корпорация делает ставку, тоже далеко не в идеальной форме. Sony придётся списать более $1 млрд убытков от кинопроизводства. Последние премьеры — экранизация Angry Birds и новая часть «Охотников за привидениями» — провалились и привели к отставке главы Sony Entertainment.

Panasonic

Всемирную известность бренд Panasonic заработал в 1960-х годах, когда корпорация Matsushita Electric Industrial (кроме того, ей принадлежали такие бренды, как Technics и National) начала использовать его для телевизоров, которые производила для международного рынка. Только в 2008 году Matsushita провела ребрендинг и с тех пор называется Panasonic Corporation.

Как и другие японские гиганты потребительской электроники, Panasonic проиграл конкуренцию более энергичным корейским и китайским компаниям. В 2012 году телевизоры, персональные компьютеры и цифровые фотоаппараты принесли компании суммарный убыток в $853 млн — по мнению потребителей, компания «забыла, что такое инновации».

В 2016 году Panasonic закрыл производство телевизоров. Сейчас компания фокусируется на B2B — 70% выручки корпорации генерирует это направление. Один из ключевых активов — производство солнечных батарей. Технологии Panasonic используют практически все существующие электрокары — от Toyota Prius до Tesla.

Аудио- и видеотехникой Panasonic тоже занимается главным образом в сегменте B2B (Panasonic Avionics производит развлекательные системы для самолётов). Тем не менее в 2014 году корпорация решила возродить культовый бренд Technics, который она использовала для проигрывателей виниловых дисков и другой аудиофильской техники.

В 1953–2008 годах Matsushita принадлежал ещё один знаменитый японский производитель электроники — JVC. Эта компания первой начала производить доступные телевизоры и изобрела формат VHS. Её бизнес начал сдавать позиции во второй половине 1990-х, в 2009-м проблемный актив купил Kenwood. По итогам первой половины 2016-го чистый убыток JVC Kenwood составил $56 млн — против $45,1 млн годом ранее.

Sharp

В 1960-х Sharp выпустил первый в мире транзисторный калькулятор. Позднее компания одной из первых начала производство ЖК-калькуляторов, плоских телевизоров и мобильных телефонов, способных выходить в интернет. В 2000-х Sharp развивал в основном два направления: ЖК-панели и мобильные телефоны. Но первое начало затухать из-за полного перехода Японии на цифровое вещание, а смартфоны Sharp, лидировавшие на домашнем рынке вплоть до 2010 года, не выдержали конкуренцию с Apple и Samsung.

Убытки Sharp за 2015 год превысили $2,67 млрд, и в конце февраля 2016-го руководство компании объявило о готовности продать бизнес за $4,4 млрд тайваньской Foxconn, которая уже контролировала около 10% акций.

Foxconn от сделки сначала открещивалась, но в итоге заплатила $3,5 млрд и только что начала строительство новой фабрики для производства LCD-панелей в Гуанчжоу.

http://secretmag.ru/longread/2017/03/06/made-in-japan

Изменено пользователем Serg150
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти